Нормативная оценка земельного участка

Содержание
  1. Можно ли купить земельный участок по нормативной цене
  2. Как может быть предоставлена земля
  3. Продажа земли государственной и муниципальной стоимости
  4. По какой цене происходит продажа участка
  5. Как определяется нормативная цена земли
  6. В каких случаях нужна нормативная цена земли
  7. Нормативная цена земли. Порядок проведения расчетов
  8. Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?
  9. Из чего складывается стоимость?
  10. Рыночная цена
  11. Кадастровая оценка
  12. Как определить нормативную стоимость земельного участка?
  13. Нормативная цена земельного участка: определение и законодательство
  14. Из чего состоит нормативная стоимость земельного участка
  15. Определение нормативной стоимости: пошаговый алгоритм
  16. Кадастровая оценка земельных участков
  17. Описание государственной процедуры
  18. Сроки проведения
  19. Методика
  20. Затратный подход
  21. Сравнительный
  22. Доходный
  23. Особенности оценивания земель разного назначения
  24. Заключение
  25. Оценка стоимости земельного участка
  26. Законодательное регулирование вопроса
  27. Для чего проводят оценку
  28. Цели и виды оценки
  29. Кто имеет право проводить оценку
  30. Рыночная и кадастровая стоимость участка
  31. Процедура оценки земельного участка
  32. Важные нюансы

Можно ли купить земельный участок по нормативной цене

Нормативная оценка земельного участка

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли (НЦЗ) — это услов­ный пока­за­тель сто­и­мо­сти земель­но­го участ­ка (ЗУ), зави­ся­щий от его место­по­ло­же­ния и каче­ства. Он используется:

  • для регу­ли­ро­ва­ния рыноч­ных цен государством;
  • оцен­ки стоимости;
  • рас­че­тов, оку­пят­ся ли вло­же­ния в земель­ный надел за рас­чет­ный пери­од, исхо­дя из про­гно­зи­ру­е­мой прибыли.

Поря­док опре­де­ле­ния НЦЗ регла­мен­ти­ру­ет­ся поста­нов­ле­ни­я­ми пра­ви­тель­ства РФ.

В реаль­но­сти земель­ные участ­ки про­да­ют­ся чаще по рыноч­ной или кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти, кото­рая пре­вы­ша­ет нор­ма­тив­ную.

Одна­ко зем­ли, явля­ю­щи­е­ся соб­ствен­но­стью госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния, в неко­то­рых слу­ча­ях могут про­да­вать­ся по нор­ма­тив­ной цене. В ста­тье рассмотрим:

  • как про­ис­хо­дит про­да­жа земель­ных участ­ков в насто­я­щее время;
  • чем нор­ма­тив­ная цена отли­ча­ет­ся от рыночной;
  • как опре­де­ля­ет­ся нор­ма­тив­ная цена земли.

Как может быть предоставлена земля

В обла­сти воз­ник­но­ве­ния пра­ва на зем­лю в земель­ном кодек­се в 2015 году про­изо­шли суще­ствен­ные изме­не­ния, из-за чего из ЗК РФ были уда­ле­ны целый ряд ста­тей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, зем­ля боль­ше не предо­став­ля­ет­ся в пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое вла­де­ние или бес­сроч­ное пользование.

В насто­я­щее вре­мя предо­став­ле­ние земель­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 6 Земель­но­го кодек­са, всту­пив­шей в силу 01.03.2015 г.

Земель­ный уча­сток из госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го фон­да может быть предоставлен:

  • бес­плат­но в соб­ствен­ность или посто­ян­ное поль­зо­ва­ние реше­ни­ем орга­нов гос. вла­сти или ОМСУ;
  • на осно­ве дого­во­ра купли-продажи;
  • дого­во­ров арен­ды или без­воз­мезд­но­го пользования. ‘

Продажа земли государственной и муниципальной стоимости

Про­да­жа земель­ных наде­лов про­ис­хо­дит на пуб­лич­ных тор­гах, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, ого­во­рен­ных земель­ным кодек­сом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.

Про­да­же под­ле­жат толь­ко те участ­ки, на кото­рых не пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство объ­ек­тов недви­жи­мо­сти в соот­вет­ствии с ВРИ участ­ка, за исключением:

  • про­да­жи без пуб­лич­ных торгов;
  • про­да­жи зем­ли в соб­ствен­ность граж­да­нам для ИЖС, ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ство, КФХ на аук­ци­о­нах (ст. 39.18 ЗК).

Без тор­гов мож­но выку­пить у госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та участки:

  • обра­зо­ван­ные из сдан­ных в арен­ду или без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние ЗУ для ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии (КОТ):
    • юри­ди­че­ским лицам (но не в целях стро­и­тель­ства жилья эконом-класса);
    • неком­мер­че­ским граж­дан­ским орга­ни­за­ци­ям в целях ИЖС (кро­ме участ­ков обще­го пользования);
  • обра­зо­ван­ные из ЗУ в садоводческих/огороднических това­ри­ще­ствах (СНТ/ОНТ);
  • на кото­рых нахо­дят­ся объ­ек­ты недви­жи­мо­сти их собственникам;
  • нахо­дя­щи­е­ся в бес­сроч­ном поль­зо­ва­нии у юрлиц;
  • для веде­ния фер­мер­ской и с/х дея­тель­но­сти на осно­ва­нии зако­на “Об обо­ро­те земель”;
  • на зем­лях сель­хоз­на­зна­че­ния, предо­став­лен­ные для с/х про­из­вод­ства граж­да­нам и юрли­цам в арен­ду после исте­че­ния трех лет дей­ствия аренд­но­го договора;
  • для ИЖС, ЛПХ, веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства граж­да­нам и КФХ;
  • вхо­дя­щие в состав ДФО (Даль­не­во­сточ­но­го фед. органа);
  • в иных слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных в п. 2 ст. 39.3.

По какой цене происходит продажа участка

Про­даж­ная цена земель­но­го участ­ка, нахо­дя­ще­го­ся в гос. или мун. соб­ствен­но­сти определяется:

  • по резуль­та­там пуб­лич­ных торгов;
  • по его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти (КС), если про­да­жа осу­ществ­ля­лась без тор­гов или дру­гой цене, уста­нов­лен­ной феде­раль­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­нам (при этом цена про­да­ва­е­мо­го участ­ка не может быть выше кадаст­ро­вой стоимости).

Пра­ви­ла опре­де­ле­ния цены ЗУ без про­ве­де­ния тор­гов уста­нов­ле­ны поста­нов­ле­ни­ем № 279 от 26.03.2015 г.

Нор­ма­тив­ная цена в 60 % от КС устанавливается:

  • на участ­ки под ЛПХ, ИЖС, садо­вод­ство, гараж­ное стро­и­тель­ство граж­дан, явля­ю­щих­ся соб­ствен­ни­ка­ми объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, кото­рые нахо­дят­ся на этих ЗУ;
  • на участ­ки юри­ди­че­ских лиц, с рас­по­ло­жен­ны­ми на них объ­ек­та­ми феде­раль­но­го (реги­о­наль­но­го) зна­че­ния, соб­ствен­ни­ка­ми кото­рых они являются.

Нор­ма­тив­ная цена земель­но­го участ­ка в 2.5 % КС при­ме­ня­ет­ся при про­да­же ЗУ:

  • неком­мер­че­ской граж­дан­ской орга­ни­за­ции, при­об­ре­та­ю­щей надел в целях КОТ для ИЖС;
  • соб­ствен­ни­ку объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных на зем­лях, вве­ден­ных в обо­рот, при усло­вии воз­ник­но­ве­ния пра­ва соб­ствен­но­сти в пери­од изъ­я­тия из обо­ро­та ЗУ, либо огра­ни­че­ния в обо­ро­те не поз­же 01.07.2012 г.

Таким обра­зом под нор­ма­тив­ной сто­и­мо­стью зем­ли, нахо­дя­щей­ся в гос./мун. соб­ствен­но­сти, пони­ма­ет­ся обыч­но ниж­няя цено­вая гра­ни­ца до кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти вклю­чи­тель­но, по кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся про­да­жа участ­ков без торгов.

Как определяется нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли уста­нав­ли­ва­ет­ся еже­год­но испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми вла­сти субъ­ек­тов РФ на осно­ва­нии цено­во­го зони­ро­ва­ния (пра­ви­тель­ствен­ное поста­нов­ле­ние № 319 от 1997 г.) и зако­на “О пла­те за землю”.

  • ОМСУ ана­ли­зи­ру­ет состо­я­ние рын­ка, опре­де­ля­ет коли­че­ство оце­ноч­ных зон и их гра­ни­цы и впра­ве изме­нить нор­ма­тив­ную цену, но не более чем на 25%.
  • НЦЗ не долж­на быть выше 75% рыноч­ной сто­и­мо­сти земель­ных участ­ков ана­ло­гич­но­го типа и ВРИ.
  • Коми­те­ты по зем­ле­устрой­ству (районные/городские) обя­за­ны выда­вать граж­да­нам доку­мен­ты о нор­ма­тив­ной сто­и­мо­сти ЗУ.
  • Раз­ра­бот­ка основ­ных нор­ма­ти­вов по опре­де­ле­нию НЦЗ и цено­вых зон воз­ло­же­на на Гос­ко­ми­тет РФ по зем­ле­устрой­ству и зем. ресур­сам и феде­раль­ные испол­ни­тель­ные органы.

В каких случаях нужна нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена используется:

  • при рас­че­те оку­па­е­мо­сти земель­но­го участка;
  • пере­да­че ЗУ в соб­ствен­ность бесплатно;
  • про­да­же участ­ков без про­ве­де­ния торгов;
  • рас­пре­де­ле­нии долей при наследовании;
  • при раз­де­ле общей сов­мест­ной и доле­вой собственности;
  • даре­нии;
  • пере­да­че земель­но­го участ­ка в залог и в др. случаях.

При нало­го­об­ло­же­нии, обыч­но исполь­зу­ет­ся не нор­ма­тив­ная цена зем­ли, а кадаст­ро­вая или рыноч­ная, а при их отсут­ствии — инвентаризационная.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/normativnaa-cena-zemli.html

Нормативная цена земли. Порядок проведения расчетов

Нормативная оценка земельного участка

Любой земельный участок имеет минимум три цены: кадастровую, рыночную и нормативную.

Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?

Под нормативной ценой или стоимостью земли принято понимать особую финансовую величину, которая может охарактеризовать стоимость участка, исходя из его определённых характеристик.

К таким характеристикам будут относиться:

  • Местоположение участка и его влияние на качество земель;
  • Потенциальная величина дохода, влияющего на период, в течение которого участок должен будет окупиться при условии, что он используется как расчетная единица в системе земельных правоотношений и может быть продан, передан по наследству или использоваться в качестве залога по кредиту.

Регулирование вопросов, связанных с порядком определения нормативной стоимости или, как ее называет законодатель, нормативной цены, а также с возможностью применения такой цены, осуществляется следующими правовыми актами:

  • Федеральный закон “О введении в действие Земельного Кодекса РФ” (пункт 13 статьи 3 говорит о том, что применение данного показателя осуществляется в том случае, если не установлена кадастровая стоимость участка, а использование такого финансового показателя необходимо для соблюдения целей функционирования статьи 65 Земельного Кодекса);
  • Закон РФ “О плате за землю” (статья 25 даёт определение нормативной цены земельного участка, используемое в остальных правовых актах);
  • Постановление Правительства РФ “О порядке определения нормативной цены земли” (определяет не только порядок расчёта данного показателя, но и необходимость корректировки этого показателя исходя из условий экономической выгодности эксплуатации земли в конкретном регионе или экономическом районе).

Данные нормативные акты подвергаются периодическим изменениям и дополнениям для обеспечения полноценного регулирования вопроса образования нормативной стоимости участка.

Из чего складывается стоимость?

Нормативная цена земли устанавливается уполномоченными органами того или иного субъекта федерации каждый год с учётом различных факторов, основными из которых являются:

  • Целевое назначение рассматриваемого участка;
  • Ставка налогообложения конкретной категории земель, исходя из возможных целей использования такого участка;
  • Уровня рыночной цены.

При проведении расчетов данного показателя должны быть соблюдены основные условия:

  • Величина нормативной стоимости не может быть больше, чем семьдесят пять процентов от рыночной цены, установленной для земли конкретного целевого назначения в данном регионе и экономической зоне;
  • Ставка налогообложения не может быть увеличена при проведении расчетов более, чем в двести раз;
  • При проведении конкретных расчетов не должны быть учтены используемые льготы налогообложения;
  • Не учитываются показатели увеличения налога на землю, установленные за превышение норм отвода земельных территорий.

При проведении расчетов нормативной стоимости того или иного участка муниципальные органы не имеют права увеличить стоимость данного участка более, чем на двадцать пять процентов от установленной при проведении первичных расчетов.

Порядок проведения расчетов осуществляется следующим образом:

  • Производится кадастровая оценка конкретного участка с целью определения его кадастровой стоимости. При осуществлении оценки на основе данной величины возможно использование проведённой ранее кадастровой оценки, но с соблюдением условия обязательной корректировки имеющихся кадастровых данных на указанную в нормативных актах процентную величину (в настоящее время ежегодная корректировка кадастровой стоимости составляет семь процентов от величины предыдущего года);
  • На основе полученных данных осуществляется расчёт размера земельного налога на данный участок;
  • По полученным результатам устанавливается непосредственно нормативная цена участка.

Рыночная цена

В том случае, если кадастровая стоимость участка неизвестна, а на проведение соответствующей оценки нет времени, расчёт может быть произведён на основе рыночной цены.

В этом случае размер налоговой ставки значения иметь не будет, так как весь расчёт будет производиться на основе результатов проведённой рыночной оценки.

Однако для этой процедуры есть своя оговорка — она не должна быть проведена ранее, чем за шесть месяцев до даты проведения расчетов нормативной цены.

Проведение оценки рыночной стоимости земельного участка должно осуществляться только специально привлекаемыми сотрудниками организаций, имеющих лицензию на осуществление таких работ.

В том случае, если определение нормативной стоимости проводит владелец участка (например, чтобы определить стоимостное выражение полученного ранее подарка в виде земельного надела), то за оказание соответствующих услуг заказчику придётся заплатить сумму от десяти до пятидесяти тысяч рублей (зависит от региона, объёма проводимых работ, формы предоставляемого итогового отчёта и т.д.).

Кадастровая оценка

Если идёт речь о кадастровой оценке, то проводить ее может только Росреестр в лице своих уполномоченных подразделений, а кадастровую стоимость участка можно узнать на публичной кадастровой карте (на сайте Росреестра), либо путём направления специального запроса в данное ведомство.

В ответе будет предоставлена информация о величине кадастровой стоимости участка, установленной при проведении оценки, а также о дате проведения такой оценки.

Ставка налогообложения для конкретной категории земель определяется каждым регионом самостоятельно, но этот показатель не может превысить предельные значения, указанные в Налоговом Кодексе. Узнать ставку налогообложения земель можно в региональных нормативных актах.

Нормативная стоимость земли — один из экономических показателей, который может быть использован для определения величины того или иного финансового значения.

Она определяется на основе существующей кадастровой или рыночной стоимости. Но, при этом, не должны учитываться никакие льготы или обременения в налогообложении конкретного участка, так как нормативная цена является таким же уникальным показателем, как и кадастровая стоимость.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ocenka/normativnaya-stoimost.html

Как определить нормативную стоимость земельного участка?

Нормативная оценка земельного участка

Земельный участок можно оценить по рыночной, нормативной и кадастровой стоимости. Данные стоимостные характеристики отличаются между собой и обычно имеют разные области применения.

Нормативная цена земельного участка: определение и законодательство

Нормативная цена участка – это показатель, который рассчитывается в стоимостном выражении и характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из дохода, который потенциально можно получить от использования земли за определенный срок окупаемости.

Нормативная цена земельного участка может использоваться:

Расчет нормативной цены земельного участка опирается на нормы постановления Правительства РФ от 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» и ФЗ РФ «О плате за землю» (именно здесь содержится официальное определение нормативной стоимости, которое используется во всех источниках).

Земельный кодекс содержит указание на кадастровую и рыночную разновидности стоимости участков. При этом в п.13 ст.3 указывается, что нормативная оценка требуется при отсутствии кадастровой стоимости. В остальном вопросы применения нормативной стоимости в Земельном кодексе не отрегулированы.

В Постановлении Правительства прописано, что нормативная стоимость ежегодно определяется органами исполнительной власти в отношении различных категорий земель с учетом действующего зонирования территории. Такая ответственность возложена на профильные комитеты по землеустройству.

В органах местного самоуправления могут принимать решения об изменении количества оценочный зон и понижении нормативной цены участка, но не более чем на четверть (25%). Законом установлено, что нормативная оценка не может превышать 75% от уровня рыночной стоимости. Таким образом, нормативная оценка всегда ниже рыночной, а кадастровая – нередко ее превосходит.

Еще одно отличие нормативной от кадастровой стоимости – это сфера их практического применения. Если кадастровая стоимость имеет основной целью формирование налогооблагаемой базы и служит основой для расчета земельного налога, то нормативная используется для других целей.

В частности, она требуется для вовлечения участков в экономический оборот (при передаче из муниципальной собственности). Например, в ФЗ «Об СНТ» №66 от 98 года указано, что участки на территории товарищества могут передаваться гражданам по цене, не превышающей нормативную стоимость.

Но нормативная оценка применяется далеко не во всех случаях вовлечения участков в гражданский оборот.

Из чего состоит нормативная стоимость земельного участка

Нормативная стоимость земельного участка включает такие составляющие, как:

  • качество земельного участка;
  • местоположение недвижимости;
  • потенциальный доход от эксплуатации земельного участка;
  • расчетный период окупаемости.

При определении нормативной цены земельного участка учитывается комплекс факторов, среди которых выделяются:

При учете рыночной стоимости и ставки налогообложения должны учитываться установленные законом лимиты.

Определение нормативной стоимости: пошаговый алгоритм

Для получения информации о нормативной стоимости земельного участка заинтересованным лицам требуется обратиться в профильный комитет по землеустройству на территории муниципального образования и сделать запрос. К ним может обратиться любое заинтересованное лицо: как собственник земельного участка, так и его пользователь, либо иной заявитель. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Заявление на получение нормативной стоимости прописывается в свободной форме и должно содержать:

  • наименование органа, в который оно подается;
  • ФИО заявителя, его адрес и контактный телефон/электронная почта;
  • наименование юрлица, его реквизиты (ИНН/КПП);
  • детальные сведения о земельном участке: его кадастровый номер, адрес, категория;
  • указание на просьбу предоставить документ, содержащий нормативную стоимость участка;
  • правовой статус заявителя: собственник или арендатор и пр.;
  • наименование организации, в которую будет передана нормативная стоимость или цель получения сведений о ней;
  • подпись заявителя и дата подачи заявления.

К заявлению прилагается паспорт физлица или учредительные документы от юрлиц; документы, подтверждающие правовой статус заявителя (свидетельство о собственности, садовая книжка, договор аренды и пр.

), выписка из единого реестра недвижимости (актуальная со сроком давности не более месяца).

К подготовке заявления стоит подойти максимально ответственно, так как при обнаружении ошибок и фактических несоответствий в предоставлении информации могут отказать.

По результатам обработки заявления гражданину должны предоставить официальный документ, заверенный печатью органов исполнительной власти муниципального образования, содержащий указание на нормативную стоимость.

Документ предоставляется на бесплатной основе и не предполагает оплату госпошлины.

Нормативная стоимость актуальна в течение 1 года. Ежегодно она пересматривается муниципальными властями и корректируется с учетом изменившихся рыночных реалий.

Таким образом, нормативная стоимость – это одна из разновидностей оценки земельного участка. Она опирается на анализ качества участка, его местоположения и потенциальной доходности от его эксплуатации.

Законодательно вопросы практического применения прописаны недостаточно хорошо. Для получения сведений о нормативной стоимости необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением.

Эта информация является общедоступной и предоставляется бесплатно.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/stoimost-i-ocenka/normativnuy.html

Кадастровая оценка земельных участков

Нормативная оценка земельного участка

Кадастровая стоимость – это эквивалент рыночной стоимости объекта недвижимости, полученный путем проведения оценки с учетом целевого назначения и расположения.

Требуется для исчисления земельного налога, установления цен при проведении различных операций с недвижимостью.

Информация о кадастровой стоимости каждого из объектов заносится в Государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая стоимость может быть определена путем массового оценивания или расчета индивидуальной стоимости отдельного объекта.

Оценку проводят независимые эксперты по решению местных органов власти, которые обязаны выбрать оценщика и подписать с ним договор.

Описание государственной процедуры

Кадастровой оценкой называют перечень действий технического и административного характера для установления кадастровой стоимости объектов на конкретную дату.

Она проводится с применением специальных методик с учетом информации о сделках на рынке, уровня арендной платы, доходности участков.

Оценщик производит изучение и прогноз рентообразования в зависимости от расположения и качества земли. При расчете требуется учесть внесенные улучшения, уровень транспортной и социальной инфраструктуры, обустроенность.

Эксперт вправе использовать информацию из различных кадастров, жилищно-строительные нормативы: коэффициенты, разработанные БТИ, органами власти, земельными и архитектурными комитетами.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в зависимости от территориального положения, площади, категории и разрешенного использования участка.

В границах города – это одновременное установление стоимости объектов в массовом порядке, которая состоит из:

  • сбора информации;
  • разделения города на зоны;
  • исчисления стоимости оценивания;
  • ценового зонирования города;
  • фиксирования итогов оценки.

Результатом является установление стоимости участка согласно оценочной зоны или размера типичного участка, аналогичного цене на подобные участки на рынке недвижимости.

Официальное установление стоимости и фиксирование в Реестре позволяет решить несколько проблем одновременно:

  • Государство создает единую систему налогообложения земельных владений государства и частных лиц, что позволяет оптимизировать систему исчисления и учета налогов, наполнение бюджета и прогнозирование будущих объемов налоговых поступлений.
  • Региональные власти получают возможность рационально использовать и управлять участками земли, распределять недвижимость, выдавать разрешения на строительство.
  • Отдельные владельцы недвижимости получают возможность рассчитывать на справедливое начисление налогов, проводить операции с недвижимостью, делать инвестиции.

Кадастровая стоимость обычно стремится к уровню рыночной, при ее проведении учитываются почти все факторы, имеющие важное значение при рыночном оценивании, но она не может превышать рыночную.

Условия и регламент проведения кадастровой оценки регулируется положениями Земельного кодекса РФ и следующими федеральными законами:

При оценивании требуется опираться на следующие приказы Минэкономразвития РФ:

Постановления Правительства РФ, применяемые при проведении оценки:

Необходимо придерживаться законодательно утвержденных Федеральных стандартов оценки:

Сроки проведения

Итоги оценки заносятся в единый Госреестр после их утверждения местной администрацией.

Результаты размещаются на сайте Росреестра и в печати.

Они действуют не менее 5 лет до последующей кадастровой оценки, которая производится 1 раз в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет.

В этом промежутке размер кадастровой стоимости остается неизменным.

До окончания 5-летнего периода стоимость может быть изменена только при необходимости:

  • изменить площадь или границы участка;
  • изменить вид предназначения;
  • перевести в другую категорию;
  • исправить обнаруженные ошибки в документации, использованной при проведении оценки.

Может в этот период измениться и стоимость объекта на рынке по причине изменения конъюнктуры, что приводит к снижению кадастровой стоимости.

Кроме того, могут измениться объективные характеристики участка в результате природных факторов, например, наводнений, землетрясений, обвалов, прокладки дорог.

Кадастровая стоимость может быть изменена по заявлению владельца путем обращения в местное управление Росреестра или в судебном порядке.

Новая стоимость считается вступившей в силу с момента внесения сведений в ГКН и Единый Госреестр прав на недвижимое имущество.

Процедура начинается после вынесения решения о проведении оценки.

Проводится в несколько этапов:

  1. Формируется перечень объектов, нуждающихся в кадастровой оценке.
  2. Отбирается независимый оценщик и заключается договор.
  3. Производится кадастровая оценка.
  4. Составляется отчет, проект которого должен быть предварительно представлен для его изучения.
  5. Производится экспертиза отчета.
  6. Утверждаются результаты работы оценщиков.
  7. Результаты вводятся в Единый реестр недвижимости.

Этой процедуре предшествует подготовительный этап, в ходе которого:

  1. Производится сбор сведений о климатических, экологических и гидрографических особенностях зоны.
  2. Устанавливаются зоны по генплану, если оцениваются городские объекты.
  3. Участки классифицируются по землепользователям и праву собственности.
  4. Производится классификация по функциональному назначению, градостроительной ценности, виду использования (жилая, общественно-деловая или производственная зоны).
  5. Оценивается текущее использование, прогнозируется направление оценочных зон.
  6. Устанавливаются типичные участки, оценочные зоны, исходя из данных рынка.

Методика

Для кадастровой оценки земельных участков эксперты используют множество методик, которые основаны на трех основных подходах к оцениванию: затратному, сравнительному и доходному.

Затратный подход

Используется при оценке уникальных объектов, которые невозможно сравнить с другими объектами недвижимости ввиду отсутствия таковых, либо этот земельный участок не пользуется покупательским спросом.

Определяется себестоимость участка.

Учитывается строительная специфика, износ, цена участка при наиболее эффективном способе использования.

Сравнительный

Заключается в оценке типовых объектов, у которых много аналогов для сравнения, доступно много информации о рыночной стоимости таких объектов.

Несмотря на простоту и высокую корректность, этот поход учитывает только текущее состояние рынка, со временем это состояние меняется.

На таком подходе основываются методы:

  1. Сравнения продаж, для оценки застроенных или незастроенных участков с учетом цен при продаже и предложений аналогичных участков.
  2. Выделения, для оценки застроенных участков, при котором объединены метод сравнения и элементы затратного подхода. Учитывается информация о ценах по сделкам с едиными аналогичными объектами и возможность наиболее эффективного применения с учетом произведенных улучшений.
  3. Распределения, для застроенных участков. Производится сбор информации по ценам на единые объекты, аналогичные данному, с учетом доли участка в рыночной стоимости единого объекта и возможности эффективного использования согласно проведенных улучшений.
  4. Предполагаемого использования, для определения возможности использования участка для получения дохода.
  5. Капитализации ренты, рассматривает возможность получения дохода от застроенного или незастроенного участка с учетом коэффициента капитализации и рыночной стоимости.
  6. Остатка, рассматривается возможность улучшения за счет застройки участка для получения доходов.

Доходный

Предпочтителен при планировании дохода от коммерческой эксплуатации, определяется как ожидаемый доход. Сумма определяется на основе изучения ранее полученных доходов.

Используются основы финансовой математики, капитализации и дисконтирования:

  • с учетом рисков вложения капиталов;
  • с умением прогнозировать движение денежных потоков;
  • анализировать информацию данного сегмента рынка;
  • предвидеть возможные изменения стоимости объекта под воздействием внешних факторов.

Это наиболее достоверный и информационно обеспеченный метод для объектов бизнеса.

Особенности оценивания земель разного назначения

Оценка земель разного назначения основывается на сравнительном методе, то есть на сравнении информации о динамике изменения цен, любых других сведений об участках, с применением разных методик.

Земли обычно относятся к городскому или сельскому поселениям, огородническому, садоводческому или дачному обществам.

Если участок сельскохозяйственного назначения располагается за границей городских и сельских поселений, то применяется доходный метод, то есть определяется уровень капитализации рентного дохода. Определяются плодородие почвы, место расположения, технологические свойства.

Если земля относится к другим категориям, располагается вне сельских и городских поселений, то используют затратную или доходную методику:

  • определение капитализации расчетного рентного дохода;
  • учет расходов на рост, поддержание или сохранение ценности природного потенциала данных земель.

При несогласии со стоимостью проведенной оценки владелец участка вправе провести ее оспаривание.

Для начала можно обратиться в отделение Госреестра по месту нахождения объекта с соответствующим заявлением.

При этой организации действует комиссия по разрешению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ответ может быть получен в течение 30 дней.

Практика такова, что данная комиссия крайне редко принимает решение в пользу заявителя, поэтому можно сразу обращаться в суд.

При получении отказа пересмотреть стоимость объекта следует написать исковое заявление в суд. Ответчиками по делу становятся управления кадастра.

Установленная кадастровая стоимость не всегда выражает стандартную усредненную стоимость земли или квартиры. Каждый случай индивидуален и имеет свои особенности.

В кадастровой стоимости обычно учитывается все, что находится вне объекта: на ее размер оказывает воздействие город, район, инфраструктура.

Смотрите интересный видеоматериал в котором рассказано о порядке проведения кадастровой оценки недвижимости.

Заключение

Может оказаться, что даже недорогая квартира в старой «хрущевке» имеет кадастровую стоимость выше рыночной, если находится в престижном районе среди новостроек. А небольшой участок земли на оживленной трассе имеет такую же стоимость, как огромный участок в небольшом населенном пункте далеко от оживленных трасс.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/stoimost/ozenka

Оценка стоимости земельного участка

Нормативная оценка земельного участка

Для определения стоимости земли проводится оценка земельного участка. Это не могут сделать сами собственники, подобной деятельностью занимаются специализированные организации, которые знают, как правильно оценить земельный участок для продажи.

Законодательное регулирование вопроса

В законодательном плане регулирование правоотношений, возникающих на основе оценки земли, осуществляет Земельный кодекс РФ.

В России существует профессиональное сообщество людей, которые занимаются оценкой земельной собственности — оценщиков. Их деятельность регулируется федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Процесс заключения сделок по поводу оценки ЗУ регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, которые определяют ЗУ как недвижимое имущество.

Для чего проводят оценку

Оценка земельной собственности проводится кадастровыми организациями.

Этот процесс заключается в анализе ситуации на рынке недвижимости и прогнозировании цены ЗУ в ближайшее время.

Особенность оценки земель – оно проводится массово и является одним из главных показателей при вычислении суммы налога для их владельцев.

Если хозяин ЗУ решил выставить свой надел на продажу, то ему нужно обратиться в кадастровую организацию и оценить территорию. При экспертизе изучаются индивидуальные особенности ЗУ, а также учитывается ситуация на рынке недвижимости.

Порядок проведения кадастровых работ регламентируется российским законодательством в области земельных правоотношений.

Существует несколько методов оценивания земельной собственности, они представлены в таблице:

Метод
Нормативная методикаПри таком способе исследования земли осуществляется оценивание его стоимости в соответствии с нормативными нормами. Этот метод оценки используется при заключении различных сделок по поводу недвижимого имущества, например, дарения или передачи недвижимости другому лицу в соответствии с договором о купле-продаже. Если на ЗУ имеют право несколько собственников, то нормативная методика помогает определить доли земли и стоимость каждой части собственности.

Нормативная методика оценки применяется для всех случаев, которые связаны с правоотношениями собственников в соответствии с законодательством Российской Федерации

Сравнение продажОпределение цены имущества при таком подходе осуществляется на основе рыночной ситуации. Сравнительные пункты, которые использует оценщик при исследовании, следующие: ●       состояние рынка недвижимости; ●       условия продажи земли; ●       назначение ЗУ; ●       место нахождения ЗУ; ●       физические особенности земельного надела; ●       состав почвы; ●       прогнозы экономистов; ●       наличие инфраструктуры; ●       наличие коммуникаций: газ, вода, электричество.

В Российской Федерации рынок является открытым, поэтому использование такого подхода эффективно. У оценщиков есть возможность получить точные данные, на которых базируется исследование

Доходный метод (капитализация ренты)Такой метод используется, если нужно определить доходы с земель, сдаваемых в аренду. Показатели аренды должны быть сформированы в виде регулярного дохода собственника земельного участка. Ставка зависит от того, где находится ЗУ, какого он размера, сложно ли до него доехать, и какое целевое назначение у такой земли
Метод распределенияЭтот подход используется, чтобы определить стоимость долей в общей цене комплекса
Методика выделенияТакой способ исследования земельной собственности заключается в выделении у объекта продажи характеристик качества земельного участка для сравнения с другой собственностью
Остаточный методЦель методики остатка – определить, какие ЗУ можно улучшить и получить с них прибыль по максимуму. Этот метод является комплексным: он включает в себя методику капитализации и нормированный подход
Разбивочная методикаТакой подход используется, когда земельное владение разбивается на несколько маленьких участков. Определяется размер мелких участков и общая стоимость земли при продаже маленьких ЗУ

Оценивание земли посредством таких методов включает в себя такие затраты, как:

  • оплата услуг оценщиков;
  • строительство объектов инфраструктуры (дороги, инж. сети и т. д.);
  • очищение территории, ее планирование, измерение, разделение;
  • реклама и маркетинговые исследования.

Цели и виды оценки

Существует несколько основных целей определения оценочной стоимости ЗУ:

  1. Заключение сделок между гражданами – продажа ЗУ, дарение, аренда, передача по наследству и т. д.
  2. Предоставление земельного владения в виде залога при заключении кредитных отношений в банке.
  3. Споры по имущественным правоотношениям.
  4. Приватизация.
  5. Оформление страховки на ЗУ.
  6. Оценка предприятия (если категория используемой ЗУ относится к промышленным земельным наделам).
  7. Оценивание ущерба при совершении преступлений против владельца земли или же при несчастных случаях.
  8. Формирование налоговой стоимости за землю собственника.

Удовлетворению задач помогают такие виды оценки земли, как:

  1. Массовая – применяется, чтобы сразу исследовать несколько участков, предназначенных для землепользования, размеры которых являются достаточно внушительными. Обычно такой вид оценки используется при продаже земель сельхозназначения, промышленных наделов и т. п.
  2. Единичное оценивание – проводится, когда нужно исследовать стоимость одного ЗУ.

Оба типа оценивания земельной собственности представляют собой систему и требуют тщательно анализировать текущее положение рынка недвижимого имущества.

Кто имеет право проводить оценку

Оценивание земли подразумевает по собой наличие объектов и субъектов оценки. Обращение к специалистам за оценкой осуществляется физическими или юридическими лицами, которые являются собственниками ЗУ.

Субъектами оценивания выступают:

  • физические лица, которые имеют лицензию на определение стоимости земельных участков – оценщики;
  • юридические лица, которые представлены организациями, имеющими право на оценивание ЗУ;
  • органы МСУ, которые вправе проводить оценку земли;
  • органы исполнительной власти, которые могут проводить землеоценочные мероприятия.

Важно! При обращении к организациям или лицам, осуществляющим землеоценочную деятельность, собственнику недвижимого имущества следует просматривать документацию компании, которая подтверждает право ее проводить. В противном случае результат оценки земли может не соответствовать действительности.

Рыночная и кадастровая стоимость участка

Специалист по оцениванию ЗУ в договоре об оказании услуг указывает, посредством каких стандартов им будет проводится оценочная деятельность.

Стоимость ЗУ может определяться на основе кадастровых и рыночных показателей.

  1. Кадастровая цена ЗУ. При такой оценке определяется стоимость недвижимости посредством анализа рыночного спроса на подобные виды собственности. Определение такой стоимости проводится после разбиения земельного участка на несколько мелких наделов, вследствие чего производится массовый тип оценки ЗУ.

    Важно! Определенная кадастровая цена недвижимости может не соответствовать реальной стоимости ЗУ. Снижение цены производится при помощи оспаривания назначенной стоимости в судебных органах.

  2. Рыночная цена ЗУ.

Стоимость недвижимости в данном случае зависит от того, какова цена земли на данный момент и какая прогнозируется в будущем. Это зависит от физических параметров земли и ряда показателей:

  • инфраструктура;
  • местоположение объекта недвижимости;
  • наличие коммуникаций;
  • состав почвы (важно для с/х объектов).

Процедура оценки земельного участка

Процесс проведения оценочной деятельность разделяется на несколько последовательных этапов:

  1. Заключение сделки с оценочной компанией об оказании услуг. В договоре указывается вся информация о проведении процедуры: цели и задачи оценивания, по каким стандартам оценивается стоимость ЗУ и иные данные. Помимо сведений о предстоящей процедуре, в договоре указываются все данные о самом земельном участке: кадастровый номер, категория земли, особенности и т. д.
  2. Проведение оценки ЗУ. На данном этапе анализируется земля, ситуация на рынке недвижимости, происходит обобщение полученных данных, после чего выводится оценка цены земельного надела.
  • cсогласование результатов исследования;
  • cоставление отчета по проведенной работе.

Результат исследования должен быть оформлен оценочной организацией или лицом письменно в виде отчета. Такой документ является доказательством того, что ЗУ действительно стоит ту сумму, которая представлена для продажи недвижимого объекта.

В российской практике пока нет единой формы отчетной документации. Тем не менее данные, содержащиеся в таком документе, должны соответствовать требованиям законодательства.

Итоги проведенных исследований должны раскрывать следующую информацию:

  • стоимость объекта продажи;
  • информация о методике оценивания ЗУ;
  • сведения о промежуточной оценке и конечных результатах деятельности.

При проведении оценки необходимы следующие документы:

  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • сведения о категории ЗУ;
  • право собственника на пользование ЗУ;
  • договор об оказании оценочных услуг.

Важные нюансы

При экспертном оценивании земельной собственности необходимо учитывать, что каждый участок имеет свои особенности, которые непосредственно относятся к итогам процедуры. Земельные участки всегда ограничены в пространстве, то есть ЗУ имеет внешние границы. Кроме того, границы могут быть и внутри земли, если собственность поделена на доли.

ЗУ имеет постоянное местоположение, которое в значительной степени влияет на то, сколько будет стоить земля. В городах земельные наделы значительно дороже, чем в сельской местности. Связано это с положением земли, ведь в городе более развита инфраструктура, облегчен подъезд к ЗУ и т. д.

Если продается сельскохозяйственный участок, то важно, имеет ли почва на таком ЗУ плодородные свойства.

Оценивание ЗУ является важным условием при продаже недвижимости. Документация, которая получается собственником имущества при осуществлении оценочной деятельности, подтверждает, что собственность действительно стоит денег, которые потребовал продавец при продаже дачного участка.

Оценка земельного имущества помогает собственнику определить, по какой цене продавать свой участок. Часто владельцы ЗУ не знают, какова реальная стоимость их дома.

Грамотное проведение оценочной экспертизы поможет собственнику быстро продать свою землю, основываясь на рыночных показателях.

Если цена на недвижимое имущество будет завышена, то вряд ли владельцу удастся продать участок, а если занижена – собственник потеряет денежные средства.

Поэтому лучше заплатить за услуги оценочной организации, так как самостоятельная продажа недвижимого имущества может принести больше затрат для владельца, чем при обращении в уполномоченные организации.

Оценка стоимости земельного участка Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/kadastr/otsenka-stoimosti-uchastka.html

Право и юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: