Отличие аукциона от конкурса

Содержание
  1. Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения
  2. Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
  3. Разница между тендером, аукционом и конкурсом
  4. Конкурс и аукцион – отличия по 44-ФЗ
  5. Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  6. Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
  7. 44‑ФЗ простым языком. Часть 2
  8. Способы закупок
  9. Особенности проведения электронных закупок 
  10. Совместные конкурсы и аукционы 
  11. Централизация закупок 
  12. Ограничения и преимущества поставщиков
  13. Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
  14. Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям
  15. Единые требования 
  16. Дополнительные требования 
  17. Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса?
  18. Разновидности конкурентных процедур
  19. Конкурентные закупки
  20. Чем отличается конкурс от аукциона?
  21. Чем отличается аукцион от редукциона?
  22. Аукцион с понижением начальной цены – редукцион
  23. Подробнее о конкурсе
  24. Конкурентные закупки без проведения торгов
  25. Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен
  26. Отличия конкурса от аукциона
  27. Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство
  28. Чем отличается аукцион от конкурса в сфере госзаказа
  29. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное
  30. В чем отличие аукциона о конкурса при проведении торгов
  31. Разница между аукционом и конкурсом
  32. В чем различия между электронным конкурсом и аукционом
  33. Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса
  34. В чем разница между электронным аукционом, запросом котировок и открытым конкурсом
  35. Северо-Западный Удостоверяющий Центр
  36. Конкурсы, тендеры и аукционы: в чем их отличия
  37. Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок

Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения

Отличие аукциона от конкурса

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
  • Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
  • Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.

Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.

Конкурентные процедуры по 44-ФЗ

Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:

  • открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
  • одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
  • без предварительного отбора или с подобной процедурой;
  • без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
  • однокритериальным, многокритериальным;
  • без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
  • в электронном или традиционном бумажном виде;
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.

В первом случае заказчик анонсирует запланированную процедуру, публикует свои требования к поставщикам и закупаемым ТРУ.

Далее исполнители подают заявки, организатор анализирует предложения и выбирает того, с которым будет подписан договор.

Конкурентные торги проводятся в соответствии с достаточно жесткими нормами закона, поэтому устроители и участники вынуждены соблюдать целый ряд требований.

Формат, не предполагающий проведения торгов, считается более простым, так как в данном случае предъявляется меньше требований. Именно поэтому многие заказчики отдают предпочтение именно ему.

Для конкурентных закупок, осуществляемых в виде торгов, п. 4 ст. 447 ГК РФ устанавливает две возможных формы: конкурс и аукцион. И вот здесь важно понимать отличия между ними по закону 44-ФЗ.

В указанной выше статье Гражданского Кодекса РФ присутствует формулировка «наиболее высокая цена» для описания аукциона в качестве торгов на продажу. Участники мероприятия постепенно повышают цену на товар в соответствии с установленным шагом процедуры.

Под последним принято понимать сумму, на которую допускается увеличивать стоимость предмета закупки. Обычно шаг аукциона представляет собой процентное отношение к изначально установленной сумме.

Каждое последующей предложение должно быть выше по цене, чем выдвинутое ранее, побеждает участник, озвучивший предложение последним.

Активные аукционы обычно проводят в сфере исполнительного производства, когда недвижимое имущество должника продается для получения максимально возможного объема средств и покрытия долгов по исполнительным листам. Кроме того, данный формат используется для приватизации государственного, муниципального имущества, продажи земельных участков под строительство жилья.

Редукционы чаще всего используются в сфере размещения заказов государственного и муниципального уровня.

Разница между тендером, аукционом и конкурсом

Госзакупка представляет собой последовательность действий, зафиксированную положениями закона 44-ФЗ. В данном случае приобретение определенных ТРУ осуществляется с целью обеспечения нужд государства или муниципальных образований.

Отметим, что обычно госзакупками называют любые торги, в основе которых лежат требования закона 44-ФЗ, а не только проводимые для обеспечения потребностей государства. Также сюда могут относиться мероприятия, организуемые по закону 223-ФЗ.

Далее мы будем называть госзакупками тендеры, проводимые по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Еще одно важное понятие, о котором нужно сказать, прежде чем перейти к отличиям конкурса и аукциона по 44-ФЗ – это «тендер». С английского это слово переводится как «заявка на подряд, поданная на конкурсной основе».

Речь идет о способе отбора поставщиков, при котором заранее фиксируются условия, сроки выполнения работ, используются принципы эффективности, состязательности, справедливости. Отметим, что такое понятие, как тендер, не упоминается в действующих законодательных актах РФ.

Обычно так называют любые конкурентные процедуры, вне зависимости от уровня их организации.

Иными словами, закон не устанавливает разницу между тендером и госзакупками. Последние могут считаться одной из разновидностей тендера.

На данный момент закон 44-ФЗ выделяет такие конкурентные процедуры:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Аукцион входит в число разновидностей тендера. Отметим, что иногда последний приравнивают к конкурсу, так как его проводят при закупке работ и сложных товаров. Выбор исполнителя основывается на цене и ряде других характеристик предложения. А именно смотрят на качество товара, опыт участника, сроки выполнения договора.

Предмет аукциона нетрудно описать, оценить его свойства. При работе с конкурсом все значительно сложнее. Он используется, когда заказчику важна высокая квалификация исполнителя и наличие опыта работы в данной сфере. Обычно аукционы состоят всего из одного этапа.

Обычно конкурс, в отличие от аукциона, по 44-ФЗ включают в себя ряд этапов и даже предварительный отбор. В аукционе побеждает исполнитель, готовый работать за самую низкую цену.

Во время конкурса заказчик может основывать свой выбор на ряде других показателей, таких как технология, сроки завершения работы, опыт.

Конкурс и аукцион – отличия по 44-ФЗ

Закон 44 ФЗ фиксирует, что конкурс является способом выбора поставщика, в котором побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Тогда как по результатам аукциона договор заключается с исполнителем, готовым осуществить работы за меньшую стоимость.

Конкурсы бывают открытыми, закрытыми, с ограничениями по числу участников, проводимыми в два этапа.

Аукционы могут быть электронными, закрытыми или открытыми.

Но основное отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ состоит в критериях выбора победителя. В первом случае это совокупность условий, а во втором – только цена.

Также стоит обозначить следующие отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ:

  • Все этапы проведения аукциона проходят в электронном виде: от размещения извещения и документации в ЕИС, до процедуры выбора исполнителя и подведения итогов. Для этого заказчик выбирает одну из ЭТП, предназначенных для госзакупок. Заключение соглашения с поставщиком, внесение в него поправок отслеживаются в электронном виде. Сведения об открытых конкурсах также размещаются в ЕИС, отличие в том, что заказчик принимает заявки в бумажном виде, после чего комиссия выбирает исполнителя.
  • Формат аукциона позволяет постепенно снижать НМЦК за счет «шагов аукциона». Тогда как на конкурсе участник устанавливает в заявке свои условия, в том числе стоимость работ, и во время открытия процедуры может изменить цену либо отозвать свою заявку.
  • Заказчик подписывает контракт с победителем аукциона в электронном виде. Далее по соглашению сторон допускается подписание его бумажного варианта. Договор по результатам конкурса должен быть заключен в традиционной форме.

Несмотря на существующие отличия между конкурсом и аукционом по 44-ФЗ, для участия в них исполнителю придется предоставить обеспечение заявки.

В первом случае средства вносят на счет, указанный в документации, а для работы через ЭТП деньги необходимо положить на счет такой площадки.

При заключении договора поставщик предоставляет обеспечение его исполнения, внося сумму на специальный счет заказчика. Либо он имеет право предоставить банковскую гарантию.

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.

Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.

Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.

Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.

Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.

Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Главные преимущества данного подхода:

  • Серьезное сокращение расходов за счет проведения процедуры через ЭТП.
  • За прием заявок, регистрацию потенциальных исполнителей, сохранность документации отвечает оператор выбранной площадки.
  • Снижение риска коммерческого сговора.
  • Анонимность, обеспечиваемая за счет присвоенного участнику личного номера – именно его видят в процессе торгов другие поставщики.
  • Возможность работы со сторонними фирмами.
  • Обеспечение честной конкуренции.
  • Проверка документации операторами, которые не имеют права передавать ее третьим лицам.
  • Доступность зарубежных аукционов для поставщиков из России и наоборот.
  • Возможность изучения всех документов и нужной информации.
  • Открытость для участия крупных и мелких компаний.

Понимая все отрицательные стороны аукциона, конкурса и их отличия по 44-ФЗ, поставщик может решать, стоит ли подавать заявку на участие.

Но поскольку данные виды торгов используются сегодня все чаще, высока вероятность, что в скором времени большинство недостатков удастся устранить. Например, сейчас ЭТП считается самым распространенным способ выбора исполнителя.

Ее ценят за удобство и низкие расходы на проведение торгов. Такие особенности дают поставщикам возможность участвовать в любых аукционах, проводимых в разных точках мира.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/konkurs-i-auktsion/

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Отличие аукциона от конкурса

Статья актуальна на 1 января 2018

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников. 

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщикаЗаказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.).  С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». 
Открытый конкурсКомиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов: 
  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурсНа первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закрытый конкурсПринять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. 
Электронный аукционСамый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. 

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. 

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает: 

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры, 
  • НМЦ и отрасль закупки. 

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. 

Особенности проведения электронных закупок 

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

 ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. 

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. 

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. 

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки: 

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки, 
  • для физического лица — только копию паспорта, 
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод), 
  •  выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, 

Совместные конкурсы и аукционы 

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают: 

  • юридическую информацию о сторонах, 
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок, 
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию. 

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. 

Централизация закупок 

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. 

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. 

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). 

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. 

Заказчик может установить преимущество так: 

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО. 

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. 

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. 

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. 

Единые требования 

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам, 
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, 
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. 

Дополнительные требования 

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. 

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. 

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что: 

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4. 

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1147-44-fz-2

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса?

Отличие аукциона от конкурса

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.
 

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену.

Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.

447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”.

Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная комиссия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность.

Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.
 

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.

Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.

В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.

Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.

Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.
 

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.

Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.

Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика.

С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Post Views: 10,469

Источник: https://szudc.ru/sposoby-zakupok/

Отличия конкурса от аукциона

Отличие аукциона от конкурса

Конец XX века ознаменовался революционным внедрением интернет-технологий в сферу экономической деятельности. Виртуальная торговля стала элементом повседневной жизни. С развитием цифровой экономики регулирование отношений государственных закупок все больше приобретает формальный характер. Сфера подготовки и заключения договоров смещается на электронные площадки.

  • Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
  • Запрос предложений.
  • Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
  • Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
  • Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
  • Закупка у единственного источника.
  • Предварительный отбор.
  • Комплексная закупка.
  • Сбор коммерческих предложений.
  • Конкурентный отбор.

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44).

Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта.

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии.

Чем отличается аукцион от конкурса в сфере госзаказа

В аукционе по закону побеждает та компания, которая предложила наименьшую цену контракта независимо от других условий. Оценка предложений в конкурсе куда более сложная, для чего и требуется тендерная комиссия.

Она оценивает не только цену контракта, но и репутацию фирмы, предлагаемые материалы и проекты, опыт работников и другие факторы. В конце концов, в конкурсе побеждает тот, кто будет сочтен наиболее оптимальным подрядчиком для выполнения именно этого контракта.

Это далеко не всегда тот, кто предложил наименьшую цену.
Обеспечить заявку на аукцион можно только внесением финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию.

Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон позволяет применять официальную банковскую гарантию.

Обратите внимание =>  Педагогическая характеристика на ребенка f71 для мсэ

Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.

447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449.

«Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В чем отличие аукциона о конкурса при проведении торгов

Однако на практике огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик торгов, наоборот, заинтересован в получении минимальной цены. Победитель подобного аукциона (редукциона) определяется путем пошагового (при устном соревновании) понижения начальной (стартовой) цены.

Цена постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант. Таким образом, начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть снижена участниками торгов. Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Например, наличие в заявке участника размещения заказа предложения о цене государственного или муниципального контракта, превышающей его начальную (максимальную) цену, само по себе является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе или конкурсе.

Активный аукцион всегда используется в сфере исполнительного производства, так как основной смысл продажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам.

Помимо этого активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства (ст. ст. 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ) и во многих других случаях.

Обратите внимание =>  Какой процент от заработной платы по больничному листу

Разница между аукционом и конкурсом

Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.

Для наиболее эффективной реализации и приобретения товаров и услуг компании и частные лица принимают участие в различных конкурсах и аукционах. В каждом конкретном случае более выгодна та или иная форма проведения торгов.

Чтобы не ошибиться с выбором, следует хорошо понимать различия между аукционами и конкурсами, и их особенности.

В чем различия между электронным конкурсом и аукционом

В ходе реализации госзаказа путем проведения аукциона, побеждает тот участник, который предлагает исполнить условия контракта за самую низкую цену. Победитель в данном случае определяется посредством пошагового понижения начальной цены, которая одновременно является и максимальной.

Другое название такой процедуры в рамках терминологии Гражданского кодекса – редукцион.
Согласно нормам российского законодательства, существуют две основные формы проведения государственных торгов – это конкурс и электронный аукцион. Главное различие между ними заключается в том принципе, по которому избирается победитель.

Подробнее об этом мы поговорим в данной статье.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

  1. Формирование лота (составление технического задание на работу).
  2. Обозначение сроков проведения, а также минимальных требований к исполнителю.
  3. Проведение торгов. Побеждает, предложивший наилучшие условия по самой выгодной цене.
  4. Подведение итогов и передача заказа победителю.
  1. Формирование лота (то есть выбор товара на продажу, предоставление описания лота, достаточного для однозначного понимания вида и качества товара или услуги).
  2. Обозначение начальной цены и сроков проведения. При этом от поставщика не требуется никаких обоснований.
  3. Проведение торгов. Здесь имеет место аукцион на повышение в этом случае выигрывает, предложивший максимальную цену.
  4. Подведение итогов и продажа товара или услуги по выигравшей цене.

В чем разница между электронным аукционом, запросом котировок и открытым конкурсом

Электронные аукционы проводятся на специальных порталах – федеральных площадках для электронных торгов. На данный момент их шесть: ”Сбербанк-АСТ”, “РТС-тендер”, , “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”, а также ЗАО “ ”, и самая новая – “Российский аукционный дом”.

Информация о проведении открытого конкурса, как и электронного аукциона, тоже публикуется на сайте госзакупок. На подачу заявок у участников есть не менее 20 дней. С этого момента начинаются отличия. Например, для участия в конкурсе не нужна ЭЦП и аккредитация на одной из площадок.

Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта, цена отнюдь не самый главный фактор.

Поэтому участникам следует проявить к документации закупки максимальное внимание — именно понимание нужд заказчика и его требований к товару, услугах, работе, даст наибольший результат и приведет к победе в открытом конкурсе.

Северо-Западный Удостоверяющий Центр

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта.

Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Конкурс (открытый конкурс) — способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Конкурсы, тендеры и аукционы: в чем их отличия

Говоря о государственных закупках, мы употребляем такие слова, как конкурсы, тендеры и аукционы. Для многих из нас данные понятия будут синонимами, однако, на деле это совсем не так. Давайте разберемся с тем, как данные понятия пересекаются и чем отличаются друг дот друга.

Это поможет внести ясность в очень важный вопрос, связанный с государственными закупками и сферой действия федеральных законов №44 и №223.
Единственная связь, которая заключается между этими тремя понятиями – их цель.

Целью конкурса, тендера и аукциона является заключение контракта с победителем «соревнования» на право заключить данный контракт. Во всем остальном понятия имеют между собой коренные отличия.

Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок

Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку. Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками.

Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности. Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.

Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении.

Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.

21 Дек 2018      marketur         174      

Источник: https://urist-market.ru/lgoty-mnogodetnym-materyam/otlichiya-konkursa-ot-auktsiona

Право и юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: